Док. фильм "Урок на всю жизнь"

Профилактика неинфекционных заболеваний

Анкета для родителей. Результаты (апрель 2014)

Скачать
Анализ анкет.pptx
Презентация Microsoft Power Point 247.5 KB

Права несовершеннолетних детей
 
                       Семейный кодекс Российской Федерации.  

 Глава 11. Статья 54. 1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). 2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса. Статья 55. 1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах. 2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом. Статья 56. 1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту. 2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд. 3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка. Статья 57. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 154), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет. Статья 58. 1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. 2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. 3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. 4. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и(или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства. 5. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51 настоящего Кодекса), фамилия - по фамилии матери. Статья 59. 1. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя. 2. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка. 3. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой. 4. Изменение имени и(или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия. Статья 60. 1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса. 2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка. Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках. 3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации. При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации). 4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. 5. В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством.    


Компьютерная зависимость
 

    У меня есть друг, целыми сутками пропадающий в виртуальном пространстве. На работе компьютер, дома - компьютер, все разговоры - только о компьютерах. У меня есть куча других друзей, которые увлекаются играми и Интернетом до такой степени, что забывают о пище, работе и остальном мире. Зато они в курсе всех игровых новинок и, в отличие от меня, в идеале знают отличия тех или иных игровых жанров и владеют обширным компьютерным жаргоном. Так что это - простое хобби или… зависимость от компьютера?! Психологическая зависимость - патологическое стремление постоянно или периодически принимать тот или иной препарат, чтобы испытать определенные ощущения или снять явления психического дискомфорта. Психологическая зависимость определяет целенаправленное поведение больного с целью получения необходимого средства, что препятствует длительному воздержанию от принятия наркотика и выздоровлению (Н.М. Жариков, Ю.Г. Тюльпин, "Психиатрия"). Симптомы зависимости Может ли компьютер вызвать психологическую зависимость? Безусловно, да. Однако психологи и психиатры до сих пор спорят, каких людей считать зависимыми, а каких - нет. Если брать за критерий время, проведенное за компьютером, - тогда всех программистов, за редким исключением, придется признать зависимыми. Но это не совсем так. В отличие от действительно зависимых людей у программистов нет патологического стремления постоянно работать на компьютере. Просто по долгу службы им приходится это делать. Поэтому психологи пришли к выводу, что зависимый от компьютера человек - прежде всего тот, кто проводит слишком много времени за компьютером не по делу, и при этом осознанно (или неосознанно) вредит своему здоровью. Психологи выделяют следующие симптомы психологической зависимости от компьютера: - хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; - нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером; - раздражение при вынужденном отвлечении; - неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером; - расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения (в т.ч. игр) и апгрейд компьютера; - забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере; - пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером; - человек предпочитает есть перед монитором; - обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми. Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья. Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу. Более того, долгое нахождение в сидячем положении оказывает сильную нагрузку на позвоночник, что вызывает частые боли в пояснице и проблемы с осанкой. Еще одна болезнь современных пользователей - туннельный синдром. Это нарушение, проявляющееся болью в запястье и возникающее от неудобных условий работы с клавиатурой и мышью. Врачи из Университета Эмори в Атланте (США) провели специальное исследование. Они наблюдали 632 человека, которые в силу должностных обязанностей проводили за компьютером 15 часов в неделю и более. Результаты оказались неутешительными: 40% обследованных отмечали неопределенные неприятные ощущения, а у 21% удалось диагностировать различные заболевания, вызванные долгой работой за компьютером. При этом женщины оказались более подвержены болезням, нежели мужчины. Врачи также отметили, что для людей, печатающих больше 20 часов в неделю, риск получить какое-либо заболевание увеличивается вдвое. В свою очередь психологическая зависимость менее заметна для человека. Он даже может не замечать, как много времени тратит на компьютер, как отдаляется от друзей, забывает поесть. По мнению психологов, обычно компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе люди, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые. Компьютер (прежде всего игры и Интернет) дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооруженным, испытать какие-то новые эмоции. В виртуальном мире можно запросто поменять возраст, пол, имя, внешность и биографию. Усугубляя свое положение, человек начинает все больше времени тратить за компьютером, общаясь в чатах или играя в игры. В редких случаях человек может смешать реальность и виртуальность. Он может начать действовать и думать по-новому, стать агрессивным, склонным к насилию. Особенно подвержены психологической зависимости подростки. Ведь они быстро приспосабливаются к окружающему миру и к миру компьютеров тоже. Отмечается, что дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти. Отдельно различают психологическую зависимость от Интернета (сетеголизм) и компьютерных игр (кибераддикция). Каждая из них имеет свои причины и последствия и распространяется на различные возрастные группы. Играми, как правило, увлекаются молодые люди в возрасте от 10 до 18 лет. Сетеголики - нередко представители старшего поколения. К примеру, недавно проведенные в США исследования выявили, что больше времени в Интернете проводят пенсионеры и домохозяйки, нежели школьники или студенты. Сетеголизм Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети, и они запросто могут потратить 12-14 часов в стуки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах. Они заводят бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность. По данным Sunday Times, до 10 млн. человек заходят на музыкальный сайт Kazaa и проводят до 30 часов в неделю за скачиванием популярных песен. В принципе, всех из них можно назвать зависимыми. У сетеголиков наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение к близким и, естественно, огромные расходы на оплату услуг провайдера. Помимо основных признаков зависимости от компьютера, у сетеголиков проявляются дополнительные симптомы: - навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; - предвкушение следующего сеанса он-лайн; - увеличение времени, проводимого он-лайн; - увеличение количества денег, расходуемых он-лайн. По статистике, сетеголиков 3-5% от общего числа пользователей Интернет. В основном это новички, у которых недавно появился доступ в мировую паутину, и они стремятся на практике опробовать все ее возможности. Со временем такие пользователи постепенно "остывают" к сети и проводят там меньше времени. Но в некоторых случаях излишнее увлечение Интернетом перерастает в зависимость, что может привести к неприятным последствиям. К примеру, в США компьютер и Интернет все чаще становится причиной разводов. Более того, согласно все той же американской статистике, в 68% случаев разводов из-за компьютера причиной послужил тот факт, что супруг или супруга нашли любовника в Интернете! Кибераддикция Увлечение компьютерными играми называется игровой (кибер) аддикцией. В психологии "аддиктивной реализацией" называют уход от реальности. По мнению ряда психологов, компьютерные игры как раз и рассчитаны на такой "уход". Многие игры создают свою реальность, свой мир, свою лексику (жаргон). Взять тот же фантастический мир бродилок, квестов, RPG. Человек увлекается игрой, сливается со своим персонажем, проживает его жизнь. Более того, в игре можно вернуться на предыдущий уровень, исправить все ошибки, что делает виртуальную реальность намного комфортнее реальной действительности. Усиливает зависимость и то, что во многих играх предусмотрена возможность создания собственных уровней и карт. Получается, что в игре человек может стать кем угодно, делать все, что ему захочется (в пределах возможностей игры, конечно) и при этом избегать ответственности, ведь в случае проигрыша он легко может вернуться на предыдущий уровень! Психологи выделяют следующую классификацию компьютерных игр по степени опасности: I. Ролевые компьютерные игры. Именно они дают больше всего возможностей для реализации потребности в принятии роли и ухода от реальности. 1. Игры с видом "из глаз" компьютерного героя. Очень быстро происходит идентификация с героем, полное вхождение в роль, погружение в виртуальную реальность игры наиболее опасны. 2. Игры с видом извне на "своего" компьютерного героя. Иногда их называют "квесты" (от англ. quest). Здесь тоже происходит отождествление себя с компьютерным персонажем, хоть и не такое выраженное. Тем не менее, поражение или гибель "своего" персонажа может переживаться играющим чуть ли не как собственные. 3. Стратегические игры. Они же "руководительские": играющий может выступать в роли командира спецназа, главнокомандующего армиями, или даже Творца. Роль не задается конкретно, а воображается самим играющим, и на экране нет собственно героя. Уйти в такую игру "с головой" больше шансов у людей, наделенных хорошей фантазией. Многие исследователи пишут, что подобные игры развивают системное мышление, другие считают, что играющие, предпочитающие именно этот тип, таким образом реализуют свою потребность в доминировании и власти. II. Неролевые компьютерные игры. Игрок не принимает на себя роль компьютерного персонажа, то есть формирование зависимости и влияние игр на личность человека не так выражены. Основные мотивации: азарт достижения цели, "прохождение" игры и/или набор очков. 1. Аркады. Они нетребовательны к ресурсам, обычно имеют слабый линейный сюжет. Главное в аркадах быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев безобидны. Если и вызывают психологическую зависимость, то кратковременную. 2. Головоломки (шахматы, шашки, нарды). Основная мотивация в таких играх - доказать свое превосходство над компьютером. 3. Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Они отличаются от аркад тем, что либо совсем не имеют сюжета, либо абстрактны и никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности "пройти" игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека от этого типа игр. 4. Традиционно азартные игры. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов. Механизмы формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов схожи. Чтобы узнать уровень своей зависимости от компьютера и Интернета, достаточно пройти специальные тесты в Интернете. Один из них расположен на http://www.doktor.ru/phone/tests/tst_kat.htm, другой на http://psychology.net.ru/articles/20020107223907.html. Оба включают 20 вопросов, на которые надо ответить "да" или "нет". Лечить или не лечить? То, что компьютерная зависимость существует - это факт. Другое дело - стоит ее лечить или нет? Психологи склонны верить, что любая компьютерная зависимость - временная. Рано или поздно у человека произойдет насыщение играми и Интернетом, и былое увлечение либо перерастет в профессиональную деятельность, либо компьютер утратит былую привлекательность. Естественно, одержимый (пусть и временно) человек выпадает из общества, из реальной жизни, у него возникают проблемы с учебой или работой. Но тогда стоит ли ждать насыщения? Особенно это касается детей. Действительно, смогут ли они потом наверстать упущенное время, хорошо закончить школу, поступить в институт? Здесь психологи рекомендуют подходить индивидуально к каждому случаю. Вряд ли жесткими методами можно спасти ребенка от зависимости. Он просто будет ходить играть к своим друзьям, либо вместо школы пропадать в компьютерных клубах. Лучше заранее научить ребенка контролировать свое время или найти ему другое хобби. Зависимому человеку необходимо показать, что реальный мир намного интереснее виртуального. Ведь никакая компьютерная игра не может сравниться с красотой реальности.


Компьютер без вреда для здоровья              

Знаете ли вы, сколько времени проводят в компьютерных развлечениях дети основателя Microsoft Билла Гейтса? Не более 45 минут в день. В выходные дни – 1 час 45 минут. Если при этом дети прерываются каждые 15-20 минут, то это вполне отвечает принятым в нашей стране санитарно-гигиеническим нормам. Что еще необходимо учесть, чтобы занятия на компьютере не повредили здоровью детей? Неприятностей для здоровья со стороны компьютера можно ожидать (а значит, и предупредить) с четырех сторон:Электромагнитное излучение.Нагрузка на мышцы и суставы.Нагрузка на зрение.Психологическая нагрузка.Электромагнитное излучение    Это самая распространенная причина, по которой родители боятся за здоровье детей. Правда, до сих пор данные о патогенности этого излучения не однозначны: в основном подозрения. От монитора исходит очень слабое рентгеновское излучение, радиоактивных частиц он совсем не испускает. А вот электромагнитное излучение компьютера и электростатическое поле сопоставимо с влиянием тостера или микроволновки. Другое дело, что рядом с этими приборами во включенном состоянии человек проводит несколько минут, то есть существенно меньше, чем рядом с компьютером. Доказанным можно считать лишь понижение содержания отрицательных ионов в воздухе вокруг компьютера – именно из-за этого после работы за компьютером может быть резь в глазах и сухость кожи. Однозначно можно рекомендовать самые простые меры:- ставить системный блок подальше: в угол, под стол, за защитный экран;- приобрести жидко-кристаллический монитор ;- не оставлять компьютер включенным, когда он не нужен (например, на ночь)- использовать «спящий» режим монитора (чтобы он временно гас, если к компьютеру не прикасаются несколько минут);- использовать ионизатор воздуха («люстру Чижевского»), насыщающий воздух полезными отрицательно заряженными частицами.Нагрузка на мышцы и суставы    Помните, как еще в первом классе нас учили правильно сидеть за партой? Все это справедливо и для позы, в которой ребенок сидит за компьютером. Неудобное кресло, слишком высокий или слишком низкий стол, отсутствие спинки – все это может привести взрослого пользователя к остеохондрозу, а ребенка – к сколиозу. Приходится только мечтать о нормальных стульях в школьных классах, значит, тем более важно, чтобы домашнее рабочее место ребенка отвечало всем требованиям:- cпинка должна быть такой, чтоб на нее можно было слегка откинуться (буквально на несколько градусов) – это разгружает позвоночник.- подлокотники должны располагаться так, чтобы на них можно было свободно опустить руки, расслабив локти и запястья, а кисти во время работы находились на одной оси с предплечьем (не загибаться к верху и не опускаться).- бедра должны располагаться под прямым углом к туловищу, колени должны быть согнуты тоже под прямым углом. Ноги должны плотно стоять на полу или на подставке.- монитор должен быть расположен так, чтобы его середина находилась чуть ниже уровня глаз (примерно под углом 10 градусов), чтобы не уставала шея.- если ребенок много работает с клавиатурой, возможно, понадобится подставка под запястья (чтобы они не висели в воздухе) или эргономичная клавиатура из двух половинок, которые можно разместить, как удобно пользователю.Нагрузка на зрение     За годы учебы в школе зрение ребенка может пострадать весьма существенно, поэтому важно, чтобы монитор компьютера не создавал лишних проблем. Здесь играют роль и характеристики самого оборудования, и то, как обустроено рабочее место, и гигиенические привычки ребенка – вам нужно научить его автоматически следить за определенными правилами:Расстояние до экрана должно быть не менее 60–70 сантиметров, а его центр должен располагаться чуть ниже уровня глаз (на 10–15 см, или 10 градусов).- на поверхности монитора не должно быть бликов света – ни от окна, ни от светильников.- хотя монитор сам светится, на рабочем столе должна быть включена лампа мощностью не более 60 Вт, и лучше, чтобы свет был слегка рассеянным. В поле зрения прямо за монитором не должно быть источников света (например, нельзя сидеть за монитором лицом к окну, если оно не закрыто плотной гардиной или ширмой).- если нужно сочетать работу на экране с работой с печатным текстом, текст должен находиться по левую сторону от экрана и на расстоянии не менее 33 см от глаз (ребенок может поставить на стол локоть, и до кончиков пальцев выйдет примерно требуемое расстояние).- в работе надо делать перерыв каждые 15–20 минут (для школьников 5–7 классов) или 40–45 минут (для старшеклассников).- во время перерывов лучше встать, подвигаться, а также сделать разминочную гимнастику для глаз: посмотреть поочередно на ближние и отдаленные предметы (например, на точку на окне, а потом на то, что за окном). Для этого можно приобрести специальную линейку-тренажер.- Используйте монитор, программное обеспечение и настройки, безопасные для зрения: изображение не должно мигать, быть слишком мелким или слишком ярким. Для этого нужно, чтобы возможности видеокарты (частота, цветность и т. д.) соответствовали характеристикам монитора. ЖК-мониторы лучше подойдут для работы, поскольку они не мигают, как электронно-лучевые . Размер монитора – 17 дюймов (в расчете на него сегодня создается большинство прикладного программного обеспечения и интернет-сайтов). Программы и их настройки, принтеры и мышь должны быть отрегулированы так, чтобы ими было удобно пользоваться.Поверхность экрана нужно раз в неделю очищать специальными салфетками, пропитанными особым средством для мониторов: малейшие пылинки или пятнышки увеличивают нагрузку на зрение.Психологическая нагрузка    Чаще всего пользователям приходится нервничать из-за потери информации. Для профилактики таких случаев приобретите устройство, позволяющее безопасно сохранять данные при неожиданном отключении питания (UPS). Научите ребенка делать резервные копии важных документов (например, при подготовке доклада, реферата). Позаботьтесь узнать сами и разъясните ребенку, как будет устроен доступ к компьютеру введите пароли на вход и на доступ к отдельным папкам. Так можно быть уверенным, что важную информацию не увидит кто попало. Объясните, что если к электронному письму прилагается файл с расширением .exe, то это абсолютно точно зашифрованный вирус, несущий неприятности компьютеру и его пользователям. Кто предупрежден, тот вооружен. Тема компьютерной зависимости очень сложна, и пока специалисты не пришли к единому мнению о том, почему и как она формируется и формируется ли вообще. Пока имеет смысл рассматривать ее как одну из разновидностей зависимого поведения, такого как зависимость от азартных игр, курения или алкоголя. За этими явлениями чаще всего стоят причины глубокого психологического порядка и связаны они могут быть в том числе с отношениями в семье.Компьютерные игры могут сильно различаться по своим характеристикам, а значит, и по тому, как они влияют на психику ребенка. Обращайте внимание на то, во что играет ребенок и как это меняет его состояние, настроение, образ жизни. Если возникают малейшие подозрения, что игры плохо влияют на него (ребенок становится раздражительным, устает, злится, тратит на игры время, которое обычно проводил с друзьями, хорошо себя чувствует только во время этих игр и т. д.), примите меры: уделите ребенку больше внимания, предложите другие, более здоровые отвлекающие занятия.

 


Что такое лень и как её преодолеть
 
     "Ребенок мог бы учиться гораздо лучше, но он ленится!" Пожалуй, это самое распространенное замечание из тех, что родителям приходится выслушивать в школе. Да и в разговорах между собой взрослые часто сокрушаются по поводу детской лени: учится спустя рукава, ни одно полезное дело не доводит до конца, о любой мелочи приходится напоминать по сто раз. Почему же ребенок ленится, и как помочь ему избавиться от этого порока? "Он бездельничает на уроке!" Как правило, лень в ребенке обнаруживается только тогда, когда тот начинает ходить в школу. Вспомните раннее детство своего малыша: как упорно он учился ходить, говорить, донимал вас вопросами обо всем на свете. Да и теперь может провести несколько часов, собирая, например, головоломную игрушку из "Лего". Очевидно, лень здесь совсем ни при чем. Проблема в том, что ребенок не может или не хочет долго и трудолюбиво заниматься тем, что вы считаете необходимым, отказывается выполнять трудную или неинтересную работу. В школе причиной такого поведения может оказаться слишком сложная программа. Ребенок перестает успевать по многим предметам. В самом начале он честно старался, но достойного результата добиться так и не смог. И если, столкнувшись с непониманием в школе, он не находит помощи и поддержки у родных и слышит только замечания, его своеобразным протестом становится поведение, которое мы, взрослые, с удобством для себя объясняем ленью. А многие ли нас стали бы трудиться с прежним упорством и рвением под аккомпанемент постоянной критики? Что делать? Не упустите момент, пока у ребенка не сформировалась позиция "неудачника". Находите и используйте все возможные способы похвалить, поддержать, отметить даже скромные успехи. Может быть, стоит перевести его в менее престижную школу? Да, это тяжело для родительского самолюбия, но сейчас для нас важнее ранимое самолюбие человека, личность которого только еще формируется. Способности - это результат усилий Обиднее всего, когда начинают лениться одаренные от природы дети. В первых классах они легко учатся, схватывая все на лету и не прикладывая ни малейших усилий. Привыкают к постоянному восхищению окружающих. Но программу средней школы невозможно осилить только за счет прекрасной памяти и сообразительности. Отметки снижаются, похвала взрослых сменяется упреками. А привычки к систематической работе нет. В результате способный и самолюбивый подросток всем своим поведением демонстрирует: "Ах так? Ну что ж, мы не очень-то и хотели!" А еще одаренным детям часто бывает скучно в школе. Выполнять множество однотипных заданий, когда принцип давно понятен, ужасно тоскливо. И, главное, бессмысленно. Отметки же и репутация ученика складываются из повседневной усердной работы. Что делать? Таким детям особенно важно получать подтверждение своей успешности. Но вам (лучше вместе с учителем, руководителем кружка или секции) обязательно следует довести до сознания ребенка, что хорошая память или математические способности - не его заслуга, и поводом для заслуженной гордости всегда был и остается результат кропотливого труда. Постарайтесь вместе с ребенком найти интересную для него область применения способностей, что в случае с детьми одаренными будет довольно просто. Пусть даже сфера его интересов лежит вне школьной программы: астрономия, энтомология, минералогия. Найдите возможность организовать для него условия для успешной самореализации в этой области - в Москве множество музеев, дворцов творчества, клубов. И здесь очень важно выбрать содержание работы: чтобы было в меру сложно, но интересно. И обязательно должна быть возможность предъявить результат и получить заслуженную похвалу. Если на вашего ребенка в школе уже навесили ярлык лентяя, посоветуйтесь с учителем о том, как исправить положение. Педагог прежде всего заинтересован в том, чтобы способный ученик перестал валять дурака. Договоритесь о том, чтобы ваш ребенок сделал доклад, помог подготовить задания к предметной неделе, самостоятельно подобрал дополнительный материал к новой теме. И о том, что учитель не будет заострять внимание на небрежно выполненном домашнем задании. Ребенок должен опять почувствовать себя успешным. И тогда можно будет вновь вернуть его в русло общепринятых требований. Домашнее задание - ежедневный кошмар Самый возмутительный для родительского взора пример детской лени - это многочасовое просиживание над тетрадкой с домашним заданием. Стоите ли вы над душой или время от времени проверяете ход процесса - практический результат будет одинаковым. Даже под неусыпным контролем ребенок умудряется отвлекаться, бессмысленно глядя перед собой, ложиться на стол и всячески отлынивать от выполнения уроков. Однако в данном случае упрекать за леность было бы опрометчиво. Причиной могут быть усталость, низкий уровень произвольного внимания, неумение организовать и спланировать свое время и еще много чего. Что делать? Определить причины поведения и попытаться их устранить. В любом случае после школы ребенок должен отдохнуть. Немного, не до самого вечера. Прозанимавшись 30 минут, ребенок должен переключить свое внимание, лучше всего - подвигаться. Помните, что у младших школьников, даже самых старательных, произвольное внимание довольно неустойчиво. Иначе говоря, они легко отвлекаются - на шаги в коридоре, машину за окном. Вокруг и так достаточно раздражителей, не увеличивайте их количество внезапными замечаниями. Если ребенок только-только сосредоточился, не стоит сбивать его замечанием о том, что он забыл поставить точку, не начертил поля или сидит согнувшись. Все, что вы хотите сказать, действительно очень важно, но если часто прерывать ребенка, когда он углубился в процесс, он так и не научится концентрировать внимание. И это войдет в привычку. Для того чтобы любое пустяковое задание не растягивалось до бесконечности, хорошо бы приучить ребенка планировать свое время. Во всех уместных для этого ситуациях прикидывайте вслух, сколько времени у вас может занять, например, чистка картошки или уборка в комнате. Но не просто так, а потому что "тогда мы успеем… (почитать вслух, вместе посмотреть фильм, прогуляться по любимому маршруту)". В этом случае и домашнее задание станет одним из дел, на которое затрачивается определенное количество времени. Хронометраж обсудите заранее: "Сколько времени ты планируешь на русский, математику?". Первое время он будет говорить наобум, но довольно быстро научится соотносить объем задания со временными затратами. По опыту знаю, что третьеклассники это делают легко. Если ребенок не уложился в запланированное им самим время - не беда, добавим еще полчаса. Только это, конечно, не должно превращаться в гонку с постоянным поглядыванием на часы. И еще важно помнить о рекомендациях психологов, которые утверждают: нужно твердо ограничивать или время, или объем работы. Можно требовать выполнения задания за неограниченное время. Или взять за точку отсчета определенный промежуток времени (час, два часа, полдня) в течение которого ребенок сделает столько, сколько успеет. А внешняя установка "выполнить определенный объем работы за фиксированное время" очень вредно влияет на психику. Поэтому ребенку, который уже привык подолгу сидеть над любым заданием, - если он конечно, не чрезмерно медлительный во всех проявлениях - можно предложить заниматься каждым предметом по часу (или сколько он сам сочтет нужным, но не слишком долго). В крайнем случае можно немного добавлять. Можно ввести в обычай договоренность: если уроки будут сделаны за три часа и качественно, успеем и погулять, и почитать, и много чего еще. Вы уже догадались, что на первых порах, пока внимание будет направлено на темп и интенсивность работы, требования к качеству придется немного снизить - увы, но все сразу не бывает. Причем "немного" не означает "полностью"! Начните с себя! Мы остановились на самых распространенных причинах. На самом же их куда больше. Зачастую мы сами провоцируем развитие ненужных качеств в детях. Например, распространенная манера "повторять по сто раз" неизбежно приучит ребенка игнорировать первые девяносто девять требований. Наверняка вы видели такую картинку: мама или бабушка в перерывах между разговорами с соседкой время от времени требует, чтобы ребенок вылезал из воды, из песочницы, шел домой, надел панамку, ложился спать... Посудите сами: если взрослый действительно уверен, что это требование необходимо выполнить, то после первой же пропущенной мимо ушей реплики он должен подойти к ребенку и твердо настоять на своем. Если же этого не происходит, то ребенок очень быстро принимает эту "игру": ему как бы говорят, а он как бы соглашается это выполнить. Когда-нибудь. С течением времени он так будет реагировать на все - от требования выполнить домашнее задание до просьбы сходить в аптеку. К такому же результату приводят хаотичные и нерегулярные требования и ограничения, предъявляемые ребенку. Разумнее всего сформулировать самое минимальное количество запретов, но уж придерживаться этого списка во что бы то ни стало. Если в семье принято, что ребенок играет на компьютере не больше часа в день, это правило не должно нарушаться, даже если к вам пришли гости и очень хочется усадить путающегося под ногами ребенка в другой комнате и надолго его занять. Потому что если "вообще-то нельзя, но иногда можно", то он постоянно будет проверять, не наступило ли сейчас это самое "иногда". И вы получите типичное для всех лентяев поведение: ребенок смотрит телевизор вместо уроков, всюду опаздывает, слоняется по комнате, когда пора гулять с собакой, тянет время в надежде, что вы вспылите и в конце концов сами сходите за хлебом. Железное терпение и самодисциплина - основа основ, прежде всего для взрослых. Ничего не поделаешь, воспитание - дело трудоемкое и кропотливое. Иногда встречаются чудо-дети - кажется, что они с пеленок становятся организованными, самостоятельными, трудолюбивыми. Если ваш ребенок не отличается этими добродетелями, значит, у него просто другие достоинства. Вы, конечно, не превратите его в образец пунктуальности и прилежания, но вполне можете сделать для него привычными качества, которыми его не наделила природа.


Как помочь ребенку с учебой
 
      Выполнение домашних заданий подчас становится кошмаром для всей семьи. В очередной раз дав себе слово быть терпеливыми и доброжелательными, мама берет на себя чтение и русский, а папа мучается с математикой. Когда школьная повинность закончена, все с облегчением вздыхают и надеются, что совместный труд даст наконец результаты. Но, увы, даже ежевечерний семейный подряд не обеспечивает успеха: день за днем, открывая тетради, вы убеждаетесь, что ребенок опять чего-то не понял, не успел, не разобрался в новом материале. И уроки может сделать только с вашей помощью. А все потому, что в классе задан усредненный темп обучения, жестко привязанный к программе. Сегодня одна тема, завтра другая, одни (уже знающие или быстро схватывающие) скучают, а другие ("медленные") не успевают понять какую-то тему. Значит, и следующие, которые базируются на ней, будут не поняты. Впрочем, все это можно изменить. Прежде всего, нужно обнаружить пробелы в темах, которые уже должны быть усвоены. А для профилактики будущих неприятностей - заранее подготовить почву для трудной темы. Ну а дальше постоянно и ненавязчиво предлагать ребенку задачки, загадки, игровые задания - в свободную минуту, по дороге домой, в магазине. Тем более что самые распространенные трудности в учебных предметах давно и хорошо известны.МатематикаЧтениеПисьмоВаши домашние задания должны быть привлекательными и забавными. Не стоит следовать типичной школьной методе: обнаруженный пробел нужно ликвидировать на совесть, так "чтобы от зубов отскакивало". К примеру, не умеет пятиклассник читать как следует, а задания ему выдаются целыми параграфами. И никто не может признать действительное положение вещей и вернуться к простым текстам с крупным шрифтом, чтобы на самом деле научить, наконец, ребенка осмысленно читать. Вас программа не гонит, вернитесь хоть на год, хоть на два назад и доведите навык до устойчивого. Не забывайте "ошибаться": отслеживание чужих ошибок - тоже тренировка. Не торопитесь и не раздражайтесь: каждому из нас требуется разное время для понимания и усвоения знаний. Вспомните, как вы сами осваивали компьютер, учились водить машину, изучали трудный предмет. А при этом кто-нибудь стоял у вас над душой и повторял: "Ну, сколько можно объяснять!". Обязательно хвалите даже за малейшие успехи. Расскажите о достижениях ребенка вечером в присутствии всей семьи. Поинтересуйтесь у учителя, какие трудные темы предстоит изучить в ближайшем будущем. Спросите, как можно забежать чуть вперед, занимаясь дома. Если чтение, математика или письмо никак не даются, несмотря на героические усилия ребенка и родителей, воспользуйтесь помощью психолога. Возможно, у ребенка по какой-то причине отстает формирование отдельной функции: кратковременной памяти, например, или зрительно-пространственного восприятия. Установив причину затруднений, специалист поможет понять - что делать дальше.


ПДД при управлении ребенком мотоциклом и велосипедом

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Версия для слабовидящих

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Новости

Ссылки

Органы исполнительной

ной и законодательной власти

Адреса электронных приемных правоохранительных и контрольно надзорных органов


Интернет-приемная Губернатора Калининградской области


 

Министерство образования Калининградской области 

 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 

http://fond-detyam.ru/